?

Log in

No account? Create an account

Общество друзей Астраханского Некрополя

Старое астраханское кладбище: история, проблемы, изыскания

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
ОБНАРУЖЕНА МОГИЛА ТРУЖЕНИКА ТЫЛА
old_astnekropol

Во время одного из поисковых обходов территории исторического некрополя была обнаружена еще одна заброшенная могила с разрушающимся надгробием.

1 0761 077

На табличке сохранилась вот такая надпись:

«Начальнику строительства Н.К.П.С.

Тов. Мушкатину Исааку Моисеевичу

1905-19…? год

От коллектива строителей и семьи».

Удалось установить, что И.М.Мушкатин возглавлял строительство легендарной железной дороги Астрахань-Кизляр.

«Эта дорога стала одной из крупнейших строек военных лет. На всём её протяжении линия проходит по безводной, знойной, малонаселённой местности. Отсутствие во многих местах линии поселений заставило разъездам давать не имена по местным топононимам, а просто номера. Строителям дороги предстояло решить множество проблем. На строительство дороги было мобилизовано всё местное население. Сюда были стянуты имевшиеся на Рязано-Уральской и Орджоникидзеевской дорогах техника: экскаваторы, скреперы, бульдозеры, автотранспорт. Большое участие в стройке принял и Калмыцкий обком ВКП(б) и Совнарком Калмыцкой АССР. Для Калмыкии эта стройка была очень важна, так как она способствовала её развитию».

«Зная о планах врага по захвату нефтепромыслов советское правительство предпринимало контрмеры. Ещё 16 августа 1941 года состоялось заседание ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР. На этом заседании было принято решение о строительстве железнодорожной линии от Астрахани до Кизляра».

«Учитывая важность быстрого ввода линии в действие, ее строительство организовали по принципу народной стройки военного времени с активным привлечением местного населения.

Начальником строительства был назначен Мушкатин и его заместителем по политчасти Черкасский. НКПС принял меры по укомплектованию строительства рабочей силой за счет имевшихся на дорогах строительно-ремонтных подразделений и направил туда необходимые машины и механизмы (экскаваторы, скреперы, бульдозеры, копровое оборудование, автотранспорт и др.), а также строительные материалы. Большое участие в организации строительства приняли территориальные органы, особенно Калмыцкий обком ВКП(б) и Совет Народных комиссаров Калмыцкой АССР. Для Калмыцкой республики это строительство было принципиально важно, поскольку железная дорога должна была способствовать развитию ее экономики, культуры и общего образа жизни».

« 30 сентября 1941 г. бюро обкома ВКП(б) и Совет народных комиссаров Калмыцкой АССР постановили:

«1. Считать строительство железнодорожной линии Астрахань – Кизляр важнейшей стройкой в республике.

2. Принять к сведению заявление начальника строительства т.Мушкатина, что строительство дороги начато в соответствии с приказом НКПС 15.IX. 41 г.

3. Для обеспечения выполнения установленных правительством сроков открытия движения по линии направить на строителсьтво не позднее чем 15 октября в порядке трудовой и гужевой повинности 6200 человек рабочих и 2325 подвод согласно приложению».

Героический и самоотверженный труд участников строительства № 8, общая численность которых (включая местное население) доходила до 20 тыс. человек, позволил в сжатые сроки выполнить основные работы. 4 августа 1942 г. первый поезд из Кизляра прибыл в Астрахань. Это торжественно отмеченное событие стало началом регулярного движения поездов по 335-километровой новостройке, снявшей остроту проблемы доставки бакинской нефти в европейскую часть страны.

Наиболее технически сложным, трудоемким и дорогостоящим объектом было сооружение мостового перехода через Волгу от станции Трусово, расположенной на правом берегу, в Астрахань и далее по Рязано-Уральской железной дороге на Урбах, находящихся на левобережье.

Учитывая тяжелое положение с горючим, наливные составы следовали почти непрерывно с минимальными разрывами между ними. Это позволило только с августа по октябрь 1942 г. доставить 16 тыс. цистерн с горючим. Учитывая «охоту» немецкой авиации за наливными составами, их маскировали, навешивая на цистерны путейские снеговые щиты.

Началось регулярное движение поездов с бакинской нефтью по новой линии для нужд фронта. Эта линия сыграла важную роль и в освобождении Северного Кавказа, и в Сталинградском сражении. Только с августа по октябрь 1942 года по новой железнодорожной линии Астрахань - Кизляр было отправлено в район сражения на Волге 16 тыс. цистерн с горючим.

Вот такая была героическая история стройки НКПС № 8/108 по сооружению железной дороги Кизляр – Астрахань, снявшей в 1942-1943 гг. остроту проблемы по обеспечению Красной Армии и народного хозяйства горючим. Многие активные участники этого военно-трудового подвига были отмечены высокими государственными наградами и награждены медалью «За оборону Кавказа».

Особенно радует, что захоронение одного из выдающихся тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны удалось отыскать накануне празднования 70-летия Великой Победы.

Еще одно имя и связанный с ним памятник извлечены из забвения.

Источники:

1.     http://www.ruzgd.ru/is_astr_kizl.shtmlЖелезная дорога на юг от Астрахани

2.     К 65-летию ввода в эксплуатацию: http://zdt-magazine.ru/publik/history/2007/june07.htm

3.     Новости Дагестана. Газета Дагестанская Правда: http://dagstudent.ru/novosti-dagestana/obschestvo/prazdnik-truda.html